Theme: UK Decay
Translator: I(A)n(A)
Author: Lakini Malich
Есть три столпа
готической сцены, без которых, как вы и сами знаете (во всяком случае, знали), она могла бы так и не появиться.
Это ранние Adam
& The
Ants,
Gloria
Mundi,
и, наконец, молодые и неистовые безумцы UK Decay. Можете даже не пытаться клеить на
них ярлыки: они не похожи ни на кого и ни на что. Вокалист Аббо с ухмылкой на
лице бросал в толпу свои обличения, между ними вплеталась взрывающая мозг
гитара Спона, барабаны Стива Харли пригвождали слушателей к земле, а Эдди накрывал
их с головой мощными басовыми партиями. Они создали костяк нового движения и,
возможно, даже повлияли на его название, каким оно вошло в историю музыки,
после того как отправили в утиль не слишком удачный термин “positive punk”. В интервью 81-го года Аббо пошутил
о пластинках в форме горгулий и готических соборов, и добавил, что музыканты
«увлекались всеми этими готическими штучками, но все почему-то восприняли это
всерьёз» (на надгробии Эндрю Элдритча будет высечено: «Я никогда этого не
делал!»).
Трудно судить, было
глупым это название для группы или нет, но ясно одно: в то время в воздухе
витало ощущение революции. Одна за другой на сцене появлялись команды с
самобытным звучанием, такие как Blood
& Roses,
Southern
Death
Cult,
Theatre
of
Hate,
Brigandage.
Разумеется, долго это не продлилось. Все перечисленные группы распались, и та
же участь постигла в 1982-м UK
Decay.
После двух скоротечных проектов под названиями Meat of Youth и
Slavedrive
Аббо
создал Furyo
– по сути, среднетемповый UKDK
с парой хитовых песен, особенно стоит выделить эпическую балладу ‘Opera In The Air’. В период с 1983 по 1984 группа
выпустила одноименный мини-альбом и EP Furioso и затем ушла со сцены.
Конечно, я не в силах
углубиться в детали биографии группы: когда она появилась, меня еще и на
свете-то не было. Послушаем же, что расскажет об этом Спон?
Слово Спону!
Во время сопротивления рождается Упадок
У родного города UK Decay Лутона
всегда была довольно зловещая репутация. Если ты хотел выглядеть не как все, ты
должен был быть готов отстаивать свои права, особенно в конце 76-го, когда панк
только появился. В конце 1977-го я играл в группе K-OS, участники которой выглядели в стиле
ньювейва. У нас была безумная вокалистка (Таня Хайд), она ввязывалась в драки
со зрителями в первых рядах и носила сценический наряд из новогодней гирлянды с
горящими лампочками. Как-то мы играли на
разогреве у Sham
69 в «Бишопс Стортфорд» в 1978-м и встретили Barmy Sham Army на
самом взлете их карьеры. За день до концерта из группы ушел басист, и нам
пришлось срочно найти ему замену. Насколько я помню, мы просто не знали, куда
себя деть: звучали мы ужасно, аудитория была устрашающе агрессивной. Благодаря
этому новому парню все наши тщательно отрепетированные песни превратились в
полную кашу. Я решил, что вот она, позорная смерть, но под конец толпа
буйствовала и просила сыграть на бис! Добро пожаловать в мир панка!
Тем временем в Лутоне в
конце 77-го перед концертом скоропалительно собралась новая группа под названием
The
Rezistors.
После шумихи, поднятой в газетах из-за беспорядков, в которые вылился концерт Blondie в
Данстебле, местная администрация наложила «запрет» на панк. Вдобавок, те, кто
был чуть постарше нас в панк-тусовке, стали задирать нос перед молодыми «выскочками»
на сцене. Так панк ушел в 78-м в подполье, начали появляться творческие коммуны,
и вскоре местной группе художников отдали в распоряжение старую шляпную
фабрику, которая стала арт-центром и по совместительству - что было для нас
важнее всего - площадкой для концертов. С финансами у нас было туго, и взамен
мы помогали с покраской стен и оформительством. Примерно в то же время моя
группа K-OS распалась,
и я познакомился в этом арт-центре со Стивом и Мартином из The Rezistors. У них не было
барабанной установки, поэтому они играли в буквальном смысле на жестяных банках
из-под печенья и контейнерах Tupperware. В тот вечер в «Бишопс
Стортфорд» с K-OS играл
на басу Captain
B,
он дружил с The
Jets
и
был их технарём во время гастролей. Мы с ним собрались вместе и стали думать,
что бы такого натворить. Его кумиром был Малкольм Макларен (пфф! – прим. ред.), что не прошло для него бесследно: он был
потрясающе креативен. Вместе мы оборудовали на чердаке дома, который снимали,
комнату для репетиций, и это оказалось весьма дальновидным решением!
В конце 78-го – начале
79-го все панки в Лутоне стали тусоваться в баре The Grapevine. Им заправлял человек
с широкими взглядами, принимавший панков такими, какие они есть. В составе Rezistors несколько
раз произошли перестановки, и в конце концов барабанщиком стал Стив Харли,
басистом – Мартин Смит, а гитаристом – Аббо, перешедший на вокал в начале
79-го. Аббо тогда подражал Adam
& The
Ants,
у Стива и Мартина была стажировка, но им всё осточертело, и они с надеждой
взирали на романтику новой жизни в панк-группе. Я, Captain B и басист Стив The Voice в начале 79-го собрали новую
группу с женским вокалом, Sno
White
& the
Sic
Punks.
Sno
White
(также известная под именем Gaynor
G.)
запомнилась всем своей белоснежными волосами как у Деда Мороза. Выглядела она
сногсшибательно! Было совершенно неважно, умела она петь или нет – суть была не
в этом, а в том, о чем она пела. В нашем зале для репетиций теперь играли и The Rezistors. Это сблизило группы
между собой, мы стали думать о том, чтобы объединить наши усилия, и начали
выступать вместе, а к середине 79-го издали Split Single. У нас был запланирован новый
концерт, и обе группы должны были играть с The Jets, но тут возникла загвоздка: Captain B играл
на басу в The
Jets
и
одновременно у нас на барабанах, а The Jets явно
бы не простили ему такого «предательства». Чтобы скрыть от них свою перебежку, Captain B нарядился для нашего выхода
египетской мумией. Пикантный момент заключался в том, что во время выступления
бинты стали сползать, выставляя во всеувидение голую правду. На следующий же день
Captain
B
вышвырнули с лестницы – и из группы The Jets.
UK Decay/Pneumania Split Single (1979) |
В то время я работал
водителем грузовика и часто бывал в соседних городах. Однажды, когда я был в
Нортгемптоне, я наткнулся на музыкальный панк-магазин Acme. Как выяснилось, они
организовывали концерты у себя в городе и помогали с раскруткой местной группы Bauhaus 1919. Я предложил им устроить
друг для друга выездные концерты: мы и The Rezistors должны были сыграть на
разогреве у Bauhaus
в
павильоне Racecourse,
а они, в свою очередь, у нас в Лутонском SU. Это был наш первый выездной
концерт. Split
Single
вышел
летом, и тогда же The
Rezistors
и
Sno
White
изменили
названия на UK
Decay
и
Pneumania
соответственно. Split
Single
был быстро распродан, и второй тираж вышел во многом благодаря разгромной
рецензии в New
Musical
Express.
UK
Decay
процветали
и становились всё более успешными, в то время как моя группа Pneumania загибалась под грузом всевозможных
проблем. Осенью 79-го Аббо с ребятами спросили у меня, не хочу ли я перейти к
ним в группу, чтобы Аббо мог сосредоточиться на вокале. Недолго думая, я
согласился и прихватил с собой наброски песен, над которыми тогда работал. На тот
момент были готовы песни Disco
Romance,
Middle
of
the
Road
Man,
Christian
Disguise
и
UK
Decay
– стандартные выпады в сторону мейнстрима, общества, религии и т.п. Тёмную
сторону затрагивали песни Rising
from
the
Dead,
Necrophilia
и
Car
Crash:
они были основаны на реальном жизненном опыте барабанщика Стива Харли. Однажды
ночью, когда он шел домой из бара Grapevine, машина вылетела на тротуар и сбила
Стива с ног! На его счастье, он легко отделался. Никто не знал, в чем была
причина этого инцидента. В то время у Стива не было явных врагов, но он получил
несколько травм, от которых оправился лишь спустя несколько месяцев. Думаю,
написание песни об этой истории стало для группы своеобразной терапией, и
всякий раз, исполняя её вживую, мы переживали глубокое чувство некой справедливости.
Итак, я был на гитаре,
и это означало, что отныне Аббо мог всецело отдаться театральным эффектам. Он достал
из шкафа своё длинное пальто, пел о старых грязных извращенцах и некрофилии и
делал это с упоением. Я написал новые треки The Black Cat, Message Distortion и
Unexpected
Guest,
и мы начали сочинять вместе новые песни. В целом этот год мало мне чем запомнился.
Мы стали давать всё больше концертов, сначала у себя в городе, потом всё дальше
от дома. В конце концов нас выставили из нашей штаб-квартиры в Welly St., мы переехали и открыли
панк-магазин с независимой музыкой и одеждой (Matrix в
John
St.).
Мы издавали свой фэнзин и подписались на лейбл Fresh Records Лутоне.
В то же время мы находились в состоянии войны с местными редниками. То были
времена крещения огнем, и панки, которым хватало смелости выделяться из толпы
ограниченных дебилов, считались подходящим объектом для нападок правых. В город
приезжали сотни панков из пригородов, некоторым из них было всего лет по 15-16,
и их выслеживали и избивали в автобусах и поездах. С этим нужно было что-то
делать. Очевидно, что надо было дать отпор, но не была ли у нас для этого кишка
тонка?
Нам предстояло это
выяснить однажды вечером, когда мы всей толпой направлялись в Welly St после
посиделок в Grapevine.
В лучших традициях Вестсайдской истории, нам преградила дорогу большая банда
гопников. Их намерения были ясны как день: они хотели начистить нам задницы.
Они явно нас численно превосходили, и сначала мы от страха вросли в землю, а
потом кто-то крикнул: «Бежим!», и мы дали дёру. Я присоединился к ним, но вдруг
вспомнил, что нога Стива всё еще была в гипсе. Я обернулся и увидел, что Стив
стоит на месте, подняв кулаки, и готовится отразить удар. Нападавшие
замешкались, и Стив с парой других ребят, в том числе мной, перехватили
инициативу и ринулись на них. Несколько мгновений в диком хаосе из мельтешащих
кулаков стали решающими, и внезапно наши неудавшиеся обидчики стали удирать. Мы
выиграли великую битву и на один день стали объектом поклонения для всей
панк-тусовки. Но это продлилось недолго. Пару дней спустя те ребята пополнили
свои ряды, подключив старших братьев, и так песня Honey Bane “Violence Grows” (которую мы постоянно крутили в
то время) стала пророческой. Впереди нас ожидало много испытаний: на нас
нападали в нашей квартире на Welly
St.,
несколько раз во время концертов, и было еще множество уличных битв, которых и
не упомнить. Меня задержали за «убийство» (хорошую взбучку), и после этого мне
пришлось быть крайне бдительным.
UK Decay zig zag 1981 picture by Mick Mercer |
В начале 1980-го мы
совершили свою первую авантюрную вылазку за рубеж – в Берлин, который тогда еще
находился за железным занавесом, в 90 милях от освобожденной западногерманской
границы. На пограничном контроле нам пришлось подкупить восточногерманских
охранников пачкой синглов Black
45, чтобы они нас долго не мучили. Они выглядели как герои фильма о Второй
мировой войне, но были очарованы и даже пришли в какой-то благоговейный трепет
перед нашими дарами. Мы написали песню Dresden под
впечатлением от этой поездки. В то время, если ты жил в Западной Германии, тебя
могли призвать на службу в Национальную армию, и единственным выходом было
переехать в Берлин. Это означало, что самые интересные и смелые молодые люди, в
том числе панки, собирались именно там. Позднее, в 80-м году, мы подписались на
Fresh
Records,
издали For
My
Country
и
начали работать над синглом Unexpected
Guest
и
альбомом For
Madmen
Only.
Мы открыли магазин Matrix,
отыграли наш первый большой тур в поддержку The Dead Kennedys и записали сессию
Джона Пила для BBC.
Настало время бросить постоянную работу (во всяком случае, тем, у кого она
была).
Ночи
Железа и Крови
У меня в памяти
отпечатались несколько интересных концертов, как, например, наше выступление в
Берлине. Тогда Берлинская стена в физическом и психологическом смысле слова
разбивала город на две части, и у этого места была своя зловещая аура, ощущение
тёмных страниц истории. Было чувство, что они могут повториться заново. Как-то
мы играли на крыше многоэтажного дома, выходящего фасадом на стену. В этом
здании было двадцать или больше этажей, а наверху был ночной клуб с огромными
окнами. С того места, где мы играли, нам была видна стена. Я помню, как мы
играли Dresden,
в которой как мантра повторялась строчка “1980 Germany’, а внизу вышагивали
восточногерманские пограничники в униформах, вооруженные пулеметами, и поглядывали
на нас. В какой-то миг я мысленно перенесся во времени на сорок лет назад и
почувствовал настоящую панику, будто меня вот-вот застрелят эти нацистские
стражи. Мой мозг был охвачен неподдельным страхом, как у человека,
балансирующего на грани жизни и смерти.
UKDK at the Berlin Wall (1980) |
Самым провальным
концертом было печальное известное побоище в Бедфорде в 1981. Вскоре после
возвращения из тура по Америке в апреле мы должны были отыграть наш первый тур
в качестве хэдлайнеров, с The
Dark
и
Play
Dead
на
разогреве. Вместе с нами приехал Критон Каос, игравший с нами на басу в Штатах.
У нас с Критоном было много общего, и он очень фанател от западноамериканского
сёрф-панка и хардкора, из которого вышли Dead Kennedys. Он чуть не прыгал до
потолка от радости, когда ему представился шанс поехать с нами в Британию и
прикоснуться к британской панк-культуре, но на том концерте в The Bedford Bunyan он
получил даже больше, чем рассчитывал (как и все мы!). Казалось, что в тот вечер
ничто не предвещало беды; проблемы со скинами в нашем городе где-то за год до
того уже улеглись, да и у нас раньше не было неприятностей со знаменитыми
бедфордскими скинами. Play
Dead
и The
Dark
отыграли великолепные сеты, атмосфера была, в общем-то, как обычно на наших
концертах. Мы отыграли свой сет наполовину, перед сценой была обычная толкотня
с мошпитом, в которой мелькали знакомые лица, а позади бушевала толпа. Слева
было целое море бритоголовых, человек сорок, может, но они не особо напрягали,
прыгали и танцевали. На наших концертах не было редкостью, когда на сцену в
угаре залезал кто-нибудь из толпы, но на
этот раз это был скин! Я повернулся как раз в тот момент, когда он несся на
Аббо, и в следующий миг оба они полетели в зал по направлению к скинам.
Я обернулся и увидел,
как Стив Харли встает со своей табуретки. Я положил гитару, кинулся к краю
сцены, откуда толкнули Аббо, и прыгнул. Бог знает, чего я в тот момент хотел
добиться, но помню, как сразу поставил себе цель уложить как можно больше
скинов на своем пути. Потом посыпался град ударов. По-моему, я на несколько
секунд вырубился, а когда пришел в себя, драка перекинулась на весь зал. Там
были Captain
B
и
Критон, и они забрались на верх манежа в задней части сцены. У Капитана была в
руках часть микрофонной стойки, которой он отбивался от нападавших. Наш боевой
товарищ Джеронимо Джофф побежал на сцену, чтобы отогнать от Капитана и Критона
нападавших. Он хотел ударить их на лету, но поскользнулся и позорно упал на
задницу. Я нигде не видел Стива и Аббо, и куда делась моя гитара?! Казалось,
что всё на сцене превратилось в полный хаос! Вдруг открылась задняя дверь, и
вошел один из наших звукачей. Он подбежал ко мне и сообщил, что Аббо и Стив
изрядно помяты, но целы, и что он забрал мою гитару. Мы выбежали из зала и запрыгнули
к нему в машину, а когда на место подоспела полиция, скины ринулись на копов.
Увидев их явное численное преимущество, копы вышли из своего фургона и дали по
тапкам что есть мочи. Скины перевернули фургон, а потом и полицейскую машину.
Концерт был безнадежно испорчен, и мы ожидали худшего для нашего оборудования. Надо
отметить, что больше всего в этой заварухе пострадали мы сами: за несколько
дней до концерта в Бристоле на нас живого места не было. В тот вечер мы, должно
быть, выглядели как кучка боксёров с дюжиной подбитых глаз. Такое вот крещение
огнем прошел Критон на британской панк-сцене!
Начало
движения
В конце концов Критон
вернулся в Штаты, и мы снова остались без басиста. Вскоре после этого мы
познакомились с Эдди «Твигги» Бранчем из Нортгемптона и вздохнули с облегчением:
нас ждала работа в студии над альбомом For Madmen Only. К тому времени мы стали получать
тонны писем и демо-кассет от начинающих групп. Незадолго до этого мы получили
демо от группы под названием Panic
Button,
и Аббо предложил выступить вместе с ними на разогреве. Когда мы сами
разогревали другие группы, нам зачастую предлагали крайне дерьмовые условия, и
мы решили, что будем по возможности помогать новым командам. Вскоре Panic Button изменили
название на The
Sex
Gang
Children.
В начале 82-го, когда мы вернулись из очередного тура по Европе, мы
организовали в Лондоне несколько шоу, на этот раз с The Danse Society, Action Pact! и The Orange Cardigan. Мы также сыграли
несколько концертов с Killing
Joke
и
Theatre
of
Hate.
Словом, в апреле 1982-го события развивались довольно бурно!
Впервые я осознал, что
начинает происходить что-то особенное, в клубе Zig Zag. За год до того мы познакомились
на концерте в Лидсе с новой группой Southern Death Cult, и во второй или третий раз с нами
должны были выступать The
Danse
Society.
По-моему, мы уже пару раз играли там, но в тот день, 17-го апреля, творилось
что-то особенное. Привычное нам место было забито до отказа! Воздух был словно наэлектризован,
и подростки, пришедшие на концерт, были одеты по какой-то новой эклектичной моде.
В наш ранний период мы застряли между духом уличного анархо-панка и хардкора и
более «безопасными» и претенциозными «новыми романтиками». Первое поколение – Siouxsie and the Banshees, Adam and the Ants уже
продалось, и возникла пустота… которую заполнили совершенно другие ребята! Они
могли надеть платье или накраситься, а после этого пойти на хардкор-панк
концерт и устраивать дикий мош! Это было свежо и необычно. С того момента и до
конца существования UK
Decay
мы
не сомневались в том, что у нас на глазах назревает новое движение. Мы написали
об этом в песне The
Testament
с
EP
‘Rising
from
the
Dread’,
вышедшего тем летом. Единственное, чего не хватало, это соответствующего термина.
Но всё-таки это была скорее «готика», нежели «позитивный панк»!
Abbo swirls his belt at the Manchester poly (1982) |
Во времена UK Decay «готики»
не существовало: мы были по всем признакам панк-группой. Оглядываясь назад, я
понимаю, что фактически мы бунтовали против панка. В «кодексе» панка было четко
прописано: ты должен одеваться так-то и так-то, петь песни на такие-то темы,
быть анархистом, быть индивидуалистом, быть на одной волне с ребятами с улицы,
не продаваться и т.д. и т.п. Мы расшатывали эти правила, но не забывали о своих
уличных корнях. Стиль Аббо и его лирика приобрели более мрачную окраску, а в
его поведении на сцене прибавилось театральности. Сейчас, когда я слушаю старый
материал UKDK,
у меня нет сомнений, что в ретроспективе нашу музыку можно охарактеризовать
словом «готика», но хочу отметить, что лишь в ретроспективе. Если бы меня спросили
25 лет назад, какое впечатление будет потом производить наша группа, я бы не
смог дать ответ.
UK
Decayed
Спустя четыре самых
насыщенных года в моей жизни, UK
Decay
распались
в начале 1982-го. Несколько месяцев в 1983 я брался за самые разные проекты. Я
снова работал с Gaynor
(Sno
White)
в проекте под названием World
Circus,
но он не смог заполнить для меня пустоту после заката UKDK. Весной того же года мы узнали о
том, что местные звезды Southern
Death
Cult
обновили состав, переманили к себе двух музыкантов из Ritual и изменили название на Death Cult. Я связался с двумя оставшимися
парнями из Ritual,
Марком Бондом и Эрролом Блайтом, предложил им собрать новую группу, и мы
позвали на барабаны Колина «Рокси» Рокса. Мы назвали наш проект In Excelsis, приступили к плотному
графику репетиций и задались целью записать материал и дать концерты к осени
83-го. Мы сдружились с Jungle Records и издали EP ‘Carnival of Damocles’. К
концу года мы отыграли несколько концертов, включая памятную поездку в Париж.
Казалось, что события развиваются в правильном направлении.
"UK Decay: The cult that came before the cult" Article written by journalist Richard North featured in the NME (1982) |
В то же время такие
группы, как Sex
Gang,
Play
Dead,
Sisters
of
Mercy
- все команды, которые были частью нашей сцены, - уходили в мэйнстрим. Клуб Batcave приобретал
всё большую популярность; люди вокруг говорили о нем, но нам было всё недосуг
сходить туда. Поначалу я был настроен против него: мне казалось, они всего лишь
зарабатывают на субкультурных детишках, но теперь я понимаю, что на деле они
были первопроходцами «клубной культуры», набиравшей обороты в 80-х. Batcave перенёс
новое движение с культом живых шоу на подмостки ночного клуба и вполне преуспел
в этом. Молодежи это нравилось, но, увы, в 1984-м для In Excelsis поезд
уже ушел. Для нас всё становилось сложнее, затраты на группу росли, особенно
учитывая то, что мы жили на таком большом расстоянии друг от друга. К концу
года мы зашли в тупик и были в моральном упадке. Сказать по правде, у In Excelsis были неплохие моменты,
но нам не хватало «химии». Как мы ни лезли из кожи вон, искусственно её
невозможно создать. Хотя у нас бывали сумасшедшие деньки. Марк и Эррол всё так
же дружили с Джейми и Рэем из Death
Cult,
и они устраивали вместе с другими ребятами из тусовки в Хэрроу и Лутоне дикие
полуночные вечеринки в лесу. Ранним утром прохожим в идиллическом зеленом
Хэрроу нередко попадалась на пути толпа оборванцев, бредущих по домам после
наркотического угара. Но как бы там ни было, в 85-м мы тихо ушли на покой. Я
был на мели, и об этом же напевала и моя гитара.
Восстать
из мёртвых
Впервые я понял, что к
группе вновь возник интерес, в 1993-м. Примерно тогда же мы устроили что-то вроде
деловой встречи с UKDK
и
обсудили идею выпуска нашего материала на CD. Я снова сдружился со Стивом Харли,
и мы договорились подготовить треки для CD релиза,
но спустя несколько месяцев бездействия и переговоров с нашими старыми
партнерами Стив заявил, что ему осточертел весь этот сраный музыкальный бизнес
и что он возвращается в Индию. Увы, он умер по дороге. Я встретился в Аббо на
его похоронах в апреле 1995-го, и мы решили погодить с релизом. Пару лет назад
я и несколько моих друзей создали сайт UK Decay Communities, а недавно я создал
страницу на Myspace,
чтобы выложить записи, документы и архивы событий, произошедших четверть века
назад. Я часто вижусь с Мартином ‘Seggy’ Смитом, он по-прежнему живет в Лутоне. Он всё еще
играет на гитаре, но только в качестве хобби. Аббо – музыкальный менеджер с
очень плотным графиком, у него куча работы по раскрутке своих артистов, так что
его постоянно кидает с одного конца земного шара на другой… и пересечься с ним
не так-то просто. Эд ‘Твигги’ и я встретились на вечеринке ‘Class of ‘79’, организованной UKDecay.com в Лутоне в прошлом декабре.
Первое, что он у меня спросил, когда мы встретились: «Ну и где же обещанные
миллионы UKDK?»
Да уж, очень интересно! Это он так пошутил. Мы договорились еще раз увидеться в
этом году и снова обсудить дела UKDK.
Это его дочери – искушенные интернет-юзеры – наткнулись на сайт и очень
загордились своим отцом.
Я восхищен и в то же
время смущен той волной интереса, которая нахлынула на нас. Многие из наших
поклонников тинейджеры! Кажется, что дух UK Decay всё
еще жив!
Комментариев нет:
Отправить комментарий