Ian Glasper "The Day The Country Died: A History Of Anarcho Punk"
Theme: Blood And Roses
Author: Ian Glasper
Translator: I(A)n(A)
Genre: Goth Punk, Post-Punk, Anarcho Punk
Несмотря на нехватку продюсерской руки и критику Боба,
на этом EP были и несомненные удачи, к
примеру, раскатистая и мрачная ‘Necromantra’ – мощная антивоенная месса под заманчивой
готической мишурой. Благодаря этому треку они засветились в ITV программе ‘South Of Watford’, документальной передаче о позитивных аспектах
панк-рока, которую вёл писатель Майкл Муркок.
Theme: Blood And Roses
Author: Ian Glasper
Translator: I(A)n(A)
Genre: Goth Punk, Post-Punk, Anarcho Punk
Blood And Roses считаются одной из лучших гот-панк групп в истории
сцены – и вполне заслуженно, хотя сами они открещивались от ярлыка «готики» и
всех мрачно-замогильных атрибутов вкупе с ним. Почему же они оказались в книге
про британский анархо-панк? Как сказал когда-то Джерард из Flowers In The Dustbin, в то время было
неважно, подводишь ли ты глаза чёрным или носишь штаны со стропами – или и то и
другое. Любой, кого отвергало «нормальное» общество, мог стать панком. И пускай
у Blood And Roses было мало общего в музыкальном
отношении с Crass или Conflict, их взгляды на вещи были весьма схожи, а их образ жизни за кулисами сквоттерской
сцены Лондона вызывает несомненный интерес.
«Я ничего не слышал о «готах» (не считая учебников
по истории), даже много лет спустя после того, как Blood And Roses ушли с поля боя», - утверждает гитарист Боб Шорт.
Он вырос в Вуллонгонге, неподалеку от Сиднея, и переехал в Лондон в 1979-м,
когда ему наскучила его группа Urban Guerillas и жизнь в Австралии.
«Кто-то сказал, что мы прото-готы… но я до сих пор
не знаю, что это значит. Я видел Banshees, и Sex Pistols, и PiL, и еще десятки менее известных групп из Top Of The Pops и воспринимал их просто как группы, такие же, как
и Blood And Roses.
Точно так же я считал Crass просто
группой… Мне всегда попросту либо что-то нравилось, либо нет».
«Я никогда не относил нашу группу к конкретному
жанру; мне вообще не кажется, что нас можно было вписать в какой-то шаблон.
Когда мы выступали в Anarchy Centre, в этом не было ничего странного… я бы сказал,
это были наши лучшие концерты. Там мы чувствовали себя как дома, там были люди,
перед которыми нам было приятно играть. Но самый памятный для меня концерт прошел
в Centro Iberico,
когда мы спонтанно решили сыграть под конец вечера короткий сет, просто потому
что все собрались в одном месте. Мы отыграли три песни, и зал просто взорвался.
Шум в перерывах между песнями был чуть ли не громче, чем группа; он напоминал
рык огромного зверя… это было круто».
Еще в Сиднее Боб взял на примету флагманов местной
панк-сцены Radio Birdman – группу, которая добивалась всего своими силами,
хотя и получала взамен в лучшем случае равнодушие.
«Да, мне очень нравился их подход к музыке. Они
выбрали непопулярное направление и били в одну точку до тех пор, пока люди не
начали их слушать… «Никто не зовёт нас играть – мы сами откроем свой клуб… ни
один лейбл не хочет нас подписывать – мы сами издадимся!» Спустя пару лет DIY вошел в тренд, но тогда эта идея была поистине откровением:
не нужно ждать, пока тебе кто-то даст зеленый свет, просто бери и делай.
«В Брисбене The Saints делали примерно то же самое, достаточно одного
примера: их самоизданный сингл ‘(I’m) Stranded’ появился на прилавках на следующий же день после
выхода LP Ramones.
Все британские группы в тот момент стремились попасть на мэйджорные лейблы.
Единственное место, где могли играть The Saints, - это у себя дома в гостиной; никто их никуда не
звал. Хотя вживую они были великолепны. Я помню, как сидел в соседней комнате и
слушал их саундчек, и от одного звука бочки у меня по спине бежали мурашки. В
конце концов им удалось попасть на сцену, но они еле как отыграли сет, - стояли
там, будто посреди шторма, и пытались перекричать рев в зале».
«Мою личность во многом сформировало понимание
того, что ты просто делаешь то, что делаешь, и неважно, сколько раз тебя пошлют
на хер. Ты делаешь это не ради славы, признания или денег; ты делаешь это
просто потому, что не можешь не делать».
До Urban Guerillas Боб поднатаскался в Filth вместе с вокалистом Питером Тилменом, позднее
фронтменом The Lipstick Killers,
– эта безумная анархо-группа дала за свою историю всего несколько концертов, но
оставила неизгладимый след в памяти тех, кому довелось лицезреть хаос, творившийся
на сцене во время их шоу.
«‘Анархизм’ был скорее типичным молодежным
нигилизмом, нежели чем-то еще, - признается Боб. – Хотя в моей лирике
развивалась определенная политическая позиция. Написание песен и текстов было для
меня наиболее важным аспектом. Играя на гитаре, я мог выпустить пар, но писать
песни – это уже другое дело. В этом есть некая магия, и я говорю это со всей
серьёзностью. Я подумал, что если у тебя в голове рождается нечто подобное, то
ты обязан поделиться этим с другими. Как позднее сказала Лиза (из Blood And Roses), моей главной потребностью
было высказаться и быть услышанным.
«The Urban Guerillas определенно можно было назвать анархо-панк группой. Политическая тематика звучала
в нашей музыке всё громче… мы были антивоенной, антиправительственной,
антирелигиозной группой. Мы называли себя панками, и мы выглядели как панки; нас
объединило это знамя. Вместе мы были силой, и не надо быть гением, чтобы
понять, почему меня привлекает эта идея. На нас смотрели так, будто мы прилетели
с другой планеты, селяне зажигали факелы и начинали точить вилы, когда мы
проходили мимо. И отхватывал я отнюдь не единожды».
После недолгих поисков крыши над головой в Лондоне
Боб влился в растущую сквоттерскую сцену. И хотя поначалу она казалась куда
более толерантным пристанищем, нежели австралийская глушь, - увы, предрассудки не
знают границ, а ограниченность мышления – поистине интернациональный феномен.
«Жить в сквоте было весело и ужасно, грустно и
угнетающе. Нечто вроде сериалов ‘Coronation Street’ или ‘East Enders’, только без цензуры (британские мыльные оперы – прим.пер.) – вокруг нас были нищета, болезни и смерть. Я испытывал такое
сильное чувство привязанности и товарищества, какое, наверное, больше никогда
не испытаю, но были и времена душевной боли и одиночества. У нас не было
никого, кроме друг друга, но порой мы друг друга дико ненавидели.
«В разных сквотах была разная атмосфера. Скажем, трудно
сравнивать Fire Station на Олд-Стрит с жилым комплексом Campbell в Ватерлоо, или Derby Lodge с Кингз кросс. Разные люди, разная музыка и разная наркота… два месяца проторчать
в Лондоне – это был очень долгий срок. Однажды мы все нюхали спиды и слушали Ants, а потом принялись за
валиум, и кто-то наверху вновь и вновь крутил пластинку Public Image ‘Theme’. Ты сидишь
упоротый, и как-то не до того, чтобы встать и поменять диск; вдобавок, кто-то
поднял рычаг и вырубился, и пластинка продолжает крутиться вновь и вновь. Слушать
24 часа в сутки Джона Лайдона, который кричит, что хочет умереть, – это не
слишком благотворно сказывается на человеческой психике!..»
«‘Нас не страшит хаос, мы всегда жили в дырах в стенах…’
(We have nothing
to fear from chaos, we have always lived in the holes in the wall…) Это неточная цитата, и я
не помню её автора, но идея ясна. Бедность способствует политической активности.
В то время как рабочий класс начал получать достаточно гражданских прав, чтобы
голосовать за тори на всеобщих выборах, низшие слои общества всё больше росли…
и сама система во многом этому потакала. Если ты получал пособие по
безработице, аренда частной собственности в Лондоне была не вариантом, а
муниципальное жильё было рассчитано в первую очередь на семьи. Если ты был
молод, без гроша в кармане и хотел вести нестандартный образ жизни, тебе не
было места в системе.
«Я думаю, довольно важно затронуть и тему
насилия в то время, - с сожалением
отмечает Боб. – Это было похоже на микровойну, которая шла за кулисами внешнего
мира. Поначалу скинхеды просто пытались «застолбить» cебе территорию – они требовали «свою» группу (Sham 69 и им подобных) и
агрессивно выдворяли панков с концертов, но к концу 79-го дошло до того, что
они стали в открытую нападать на сквоты.
«Первый концерт Crass должен был пройти в доме культуры в Ватерлоо. Банда из тридцати скинхедов
ворвалась внутрь и продвинулась вперед на три четверти, а потом они стали
вышвыривать людей из зала. В итоге остались самые «хардкорные» (хотя я ненавижу
это слово, оно такое высокомерное) фанаты перед сценой. Расчистив заднюю часть
зала, скинхеды двинулись дальше, к тем, кто стоял впереди. Всё произошло очень
быстро, и было ясно, что они заранее спланировали этот набег.
Все помнят концерт Crass в Conway Hall,
когда заявились члены СРП (Социалистическая
рабочая партия в Великобритании (Socialist Workers Party) – прим.пер.) и устроили битву со скинхедами. Я тогда очень
обрадовался, что они пришли, потому что, прямо скажем, слегка пересрался от
перспективы быть избитым бритоголовыми отморозками. Думаю, тот факт, что Crass выступили с критикой
SWP, многое говорил
об их идеологии, однако стоил им потери нескольких друзей по сцене. Они преспокойно
жили в своем комьюнити в Эссексе, тогда как мы были в постоянном страхе, что
нам начистят задницу – причем в буквальном смысле слова!»
Как раз в сквоте на Олд-стрит Боб и встретил
басиста Рут ‘Ruthless’ Тайндела. Однако группа окончательно сформировалась лишь тогда, когда они
застряли в Кэмпбелле и познакомились там с вокалисткой Лизой Кирби и барабанщиком
Ричардом Морганом. Вчетвером они приняли весьма нестандартное решение
использовать в качестве названия группы графический символ.
«Да, что-то типа свастики поверх серпа и молота в
форме вопросительного знака, так что мы могли бы запросто исписать пару-тройку
городских объектов хитровыебанными граффити. Но мы были отбросами общества –
уличными бродягами, практически в буквальном смысле слова, - и никто бы даже
близко нас не подпустил к своим владениям.
«Мы наскребли немного денег и попробовали записать
демо в Alaska Studios.
Результат был кошмарен – после этого был
большой соблазн выбросить свои инструменты на помойку. Какой-то чувак из
Эссекса стащил одну из наших копий… так что мы теперь перед ним в вечном
долгу!»
«В конце 1981-го мы наконец отыграли свой первый
концерт в Bethnal Green. Мы были настолько ужасны, что кому-нибудь надо
было вывести нас со сцены и избавить от этого позора. Мы едва отмучились с
восемью из десяти песен и были даже не в состоянии слышать друг друга. После
того, как мы полтора года пытались чего-то добиться, всё полетело в задницу.
Рут принял разумное решение и ушел из группы, после чего ступил на путь
саморазрушения…»
После этого на басу некоторое время играл один из наркотоварищей
Ричарда с красноречивым прозвищем Клэфем (он и в самом деле был родом из
Клэфема), и они выступили в Стоук Ньюингтон в Clissord Park под названием, вдохновлённым The Cramps, - ABCDEFG. Затем в группе появился басист Джез Джеймс, и в
начале января 1982-го она дала свой первый концерт в качестве Blood And Roses в Anarchy Centre.
«Дней за десять до этого, в канун Рождества, в
сквот вломилась банда скинхедов с операцией «буря и натиск». Казалось, что некоторые
вещи никогда не меняются! Пару месяцев спустя Anarchy Centre стал единственным местом, где мы играли. Потом,
когда он закрылся, мы часто выступали в Centro Iberico, и хотя мы также играли в Moonlight и паре-тройке других пабов, мэйнстримная тусовка
по-прежнему была для нас закрыта. Позже мне рассказали, что так было якобы
из-за того, что мы и еще несколько других групп играли в Anarchy Centre и переманивали народ из Lyceum, что привело к его закрытию. Довольно нелепая
теория: в Anarchy Centre редко собиралось больше двух-трех сотен человек, что бы там ни говорили. В
Вэппинг при всем желании невозможно впихнуть больше народа. Сейчас, если не
обманывают слухи, Anarchy Centre стал вдвое больше, чем Уэмбли, - тогда в этом был бы резон».
В конце 82-го Blood And Roses записали в таком составе снискавшую положительные отзывы «пиловскую сессию»
и EP ‘Love Under Will’, которое было
выпущено в феврале годом позже (группа настояла на том, чтобы подписаться на
лейбл Kamera
в соборе святого Павла!). В 1983-м также увидели свет кассета “Life After Death’ (сборник концертных
и демо-записей) на лейбле 96 Tapes и трек ‘ShM YHShVH’ на компиляции Kamera ‘The Whip’,
которая позднее приобрела статус культовой.
Сытая по горло внезапным вниманием СМИ, группа на
некоторое время распалась, после чего собралась в обновлённом составе с Ральфом
Джеззардом на басу и договорилась в 1985-м с Backs Records из Норвича об издании своих грядущих релизов на лейбле Audiodrome. Результаты – альбом
‘Enough Is Never Enough’ и
EP ‘(Some) Like It Hot’ – были весьма впечатляющими:
композиторский талант, мрачное и атмосферное звучание, бесплотный голос Лизы, властно
парящий над раскатистыми барабанами и скрежетом гитары Боба, - всё это
демонстрировало громадный рост мастерства группы и ее творческую зрелость.
Однако к концу следующего года Blood And Roses приказали долго жить,
в очередной раз распавшись – на этот раз навсегда, в самом расцвете своего
творческого потенциала, лишив сцену ещё одной выдающейся команды.
«После того, как вышел альбом, Лиза забеременела,
а это означало, что нам придется повременить с концертами, – рассказывает Боб.
– Мы начали записывать новый альбом с барабанщицей Кейт, но студия была на
грани закрытия, и события развивались быстрее, чем мы успевали сочинять песни! Зашла
речь о том, чтобы поехать в тур по Америке с The Only Ones, но у нас не было денег, а наркота зашла за все мыслимые
и немыслимые пределы. В конце концов мы решили забросить это дело и разойтись –
да не с громом, а со всхлипом».
Переиграв еще в нескольких группах («Junkyard Blues среди них были мне
ближе всего, их концерт на разогреве Subhumans в университете Стрэтфилда был проблеском удачи на фоне тотального
разрушения, массовых беспорядков и пьяного безумия!»), Боб вернулся на родину в
Австралию, где сейчас снимает малобюджетные фильмы и работает музыкальным
директором в Horizon Theatre.
«Моя вера в потенциал анархического общества подверглась
испытанию после того, как я съездил в гости к родителям своей девушки. Мне
кажется, я провёл большую часть последних пяти лет в узких рамках сквоттерской сцены,
и мой кругозор стал очень ограниченным. Даже когда мы ездили в тур, я ютился в
фургоне и даже не мог остановиться, чтобы посмотреть на мир вокруг. Когда я
ехал в поезде, меня вдруг поразило, насколько огромные расстояния занимают
провинции, причем так живёт львиная доля западных цивилизаций, стремится к этому,
да и не желает ничего другого. Я подумал, что шансы, что они захотят расстаться
со своим образом жизни, крайне малы…»
«И всё же я продолжаю верить, что нужно стремиться
самому подавать пример другим. Нужно жить так, чтобы не отступать от своих
убеждений. Справляюсь ли я с этим? По крайней мере, пытаюсь. Когда я пишу,
снимаю фильм или сочиняю музыку, я продолжаю идти по той же дороге, которую
выбрал с тех пор, как в 1977-м у меня в голове засела одна дурацкая песня. Считаю
ли я, что музыка способна изменить мир? Я знаю, что музыка может изменить мир,
потому что музыка изменила меня самого… она изменила других, таких же как я… и
это объединяет всех нас. Когда мы даём голос нашим идеям, мы даём их миру
вопреки всем тем голосам, которые нас подавляют.
Я убежден, что картину мира формируют средства
массовой информации. Если они заполнены прелестными юными созданиями, поющими про
любовь и машины, это тоже меняет мир… в худшую сторону. Каждый, кто делает
противоположное, меняет мир к лучшему».
Комментариев нет:
Отправить комментарий